Menu
«Без срока давности»

«Без срока давности»

ССЫЛКИ на ресурсы   Документальные фильмы – https://d...

Проект «Билет в будущее» поможет решить одну из главных проблем подростков при выборе профессии

Проект «Билет в будущее» помож…

При всем разнообразии востребованных и перспективных специал...

Prev Next

ФИПИ: Умение анализировать произведение поможет успешно сдать ЕГЭ по литературе

Для успешной сдачи ЕГЭ по литературе выпускникам потребуется знание литературоведческих понятий и литературного контекста, умение внимательно читать и анализировать литературные произведения. Грамотное написание сочинения также будет немаловажным фактором успеха. Обзор методических рекомендаций с анализом типичных ошибок участников ЕГЭ по литературе продолжает серию публикаций, подготовленных специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
ЕГЭ по литературе является экзаменом по выбору, результаты которого необходимы для поступления в вузы по таким специальностям, как филология, лингвистика, музыкально-театральное искусство, журналистика, телевидение, живопись, дизайн, музыковедение и другие.
Задания различного уровня сложности нацелены на выявление уровня литературоведческой грамотности выпускников и проверку знания ими истории отечественной литературы. В содержательном отношении экзамен в основном опирается на программу 9–11 классов, составляющую единый историко-литературный курс: от древнерусской литературы до новейшей поэзии и прозы.
В целом выпускники 2019 года успешно справились с заданиями экзамена. Наибольшую сложность в базовой части вызвали задания 4 и 13. Первые требуют знания художественного текста на уровне значимых элементов (система образов, основной сюжет, «говорящие» детали и тому подобное), вторые проверяют знание средств художественной выразительности, использующихся автором в лирическом произведении.
Среди заданий повышенного уровня сложности, требующих написания небольшого развернутого ответа, трудности вызывало выполнение заданий 9 и 16, проверяющих способность экзаменуемого включать исходно предложенное ему произведение в литературный контекст, прибегая к межтекстовому сопоставлению. К заданиям данного типа применяется такой важный критерий оценивания, как уместность выбора контекста и корректность сопоставления. Это, в свою очередь, требует от выпускника хорошего знания литературного курса в целом, способности рассматривать литературный процесс как непрерывный диалог авторских точек зрения на сходные жизненные явления.
Завершает экзаменационную работу сочинение, являющееся традиционной формой проверки литературных знаний выпускников (экзаменуемому предлагается на выбор четыре темы). Данный вид работы актуализирует навыки многоаспектного анализа и интерпретации художественного текста, умение цитировать и комментировать литературный материал, давать собственную оценку прочитанному. К типичным ошибкам в сочинениях выпускников в ЕГЭ по литературе, как и прежде, следует отнести недостаточно внимательное прочтение темы, отсутствие необходимой опоры на литературный материал, нарушение логики в рассуждениях, низкий уровень речевого оформления текста. Необходимо также обратить внимание на требование, связанное с использованием теоретико-литературных понятий, которые не всегда используются пишущим как инструмент анализа, а нередко лишь «вбрасываются» в текст для придания ему внешней убедительности.
Особо следует отметить, что формат ЕГЭ по литературе в 2020 году не претерпит каких-либо содержательных или структурных изменений, что позволит при подготовке к экзамену сосредоточиться на тех проблемных зонах, которые обозначились при оценке результатов прошлых лет.
Все перечисленные выше недостатки выполнения заданий ЕГЭ необходимо рассматривать как некий комплекс проблем, связанных между собой. Без хорошего знания текста, его смыслового прочтения невозможен его полноценный анализ, который, в свою очередь, не является таковым без владения «языком предмета», то есть литературными понятиями и категориями. Наконец, без владения логикой письменного высказывания названные умения не складываются в общую картину и не получают своего итогового оформления. Таким образом, и на этапе подготовки и на самом экзамене происходит движение от частного к общему: выполнив задания с кратким ответом, экзаменуемый приступает к ответам на вопросы, требующие связного рассуждения на литературную тему. От владения алгоритмом этой работы и знания самого предмета зависит успех на экзамене.

Подробнее ...

ФИПИ опубликовал методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению)

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал результаты выборочного анализа итоговых сочинений 2018/2019 учебного года и методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению.
Подготовку к сочинению рекомендуется начинать с 5 класса основной школы, развивая у школьников умения определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы, осознанно использовать речевые средства, навыки устной и письменной речи. Начинать подготовку рекомендуется с многостороннего анализа готовых художественных и публицистических текстов.
В процессе подготовки к сочинению школьники должны научиться сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного сочинения, строить логическое рассуждение и делать выводы. Для этого учащийся должен научиться составлять план и следовать ему в процессе создания текста сочинения, формулировать и обосновать тезисы, связанные с темой, соблюдать соразмерность и логический порядок частей высказывания, устанавливать логические связи между вступлением и заключением.
Подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически. Рекомендуется проводить не менее трех контрольных сочинений в течение учебного года, выполнять на уроках задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения. Работу над ошибками сочинений следует проводить с опорой на критерии их оценки. При анализе сочинений рекомендуется цитировать и обсуждать фрагменты удачных работ, определять направления доработки текстов (находить неудачные формулировки мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и так далее). Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с обучающимися по конкретным замечаниям к их работам.
Опубликованные материалы содержат примеры работ выпускников с анализом сильных и слабых сторон этих работ, рекомендации по предотвращению типичных ошибок.
Одним из типичных недостатков сочинений выпускников является создание сочинений по заданному алгоритму с ориентацией на готовый шаблон и использование домашних заготовок, неполная самостоятельность написания сочинения. Отмечаются, в том числе, случаи списывания готовых сочинений и их фрагментов, обращения к кратким пересказам, фильмам и тому подобное. В то же время анализ сочинений прошлого учебного года показал, что количество полностью списанных, несамостоятельных сочинений существенно уменьшилось.
Большинство выпускников понимают тему сочинения и умеют логично выстраивать рассуждение. «Незачет» по критерию «Соответствие теме» выпускники получают крайне редко.
В то же время скованность в построении развернутых суждений приводит к ограниченности объема сочинения, неоправданной его лаконичности, либо наращиванию объема за счет пересказа текстов литературных произведений вместо их анализа. Случаи написания сочинения без привлечения литературного материала единичны. Подавляющее большинство выпускников успешно справляется с задачей привлечения текстов литературных произведений для аргументации своей позиции.
Значительная часть работ свидетельствует об умении их авторов логически выстраивать размышление на заданную тему. Выпускники имеют представление о специфике трехчастной структуры сочинения-рассуждения и стремятся с той или иной степенью успешности ее соблюдать.
К числу типичных недостатков качества письменной речи в сочинениях относятся речевые ошибки всех типов, слабо развитые навыки редактирования собственного текста, необоснованные повторы. Возрастает тенденция к использованию в сочинении клише и штампов.
Типичные орфографические ошибки в сочинениях совпадают с типичными ошибками в ЕГЭ по русскому языку. Наибольшее количество ошибок допускается в следующих орфограммах: «Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением», «Правописание словарных слов», «Правописание окончаний и суффиксов имен существительных и глаголов», «Правописание наречий»; «Слитное и раздельное правописание частиц НЕ и НИ»; «Правописание Н-НН в кратких причастиях, прилагательных и наречиях», «Правописание приставок», «Слитное, раздельное или дефисное написание слова».
С полным текстом методических рекомендаций можно ознакомиться на сайте ФИПИ. Там же опубликованы методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению и рекомендации по составлению программы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы по обучению написанию сочинения и изложения.

Подробнее ...

АСИ открыло отбор общественных представителей в регионах

Агентство стратегических инициатив (АСИ) запустило открытый отбор общественных представителей для развития своей экосистемы и популяризации собственных сервисов. Среди нововведений – публичная активность участников: их смогут поддержать все желающие, причем как очно, приняв участие в мероприятиях, так и онлайн-голосованием.
    Заявки на участие в отборе принимаются в Leader-ID. Представительская сеть АСИ будет работать во всех регионах по каждому направлению - «Предпринимательство и технологии», «Образование и кадры», «Социальные проекты», «Городское развитие».
    Первый этап отбора – онлайн-подача заявок – продлится до 10 ноября, претендентам нужно подготовить эссе по стратегии своего личностного и профессионального развития, а также видеопрезентацию.
    Второй этап, на котором будут оцениваться способности нетворкинга и возможности участников по работе с сообществами, а также организация активностей в онлайн и оффлайн, состоит из двух шагов:
    
    Первый – «Очная региональная активность» - пройдет с 14 по 24 ноября. Участники отбора должны будут провести открытые мероприятия на площадках инфраструктуры АСИ с презентацией своей стратегии.
    Второй – «Онлайн-активность» - продлится с 14 ноября по 20 декабря. Приветствуется максимальная активность в цифровых медиа. Во время отбора специалисты оценят цифровой след участников. Также до 20 декабряпройдет онлайн-голосование за каждого из претендентов.
    Третий, очный этап открытого отбора (финал), состоится 5-10 декабря в виде деловой игры. Участники должны будут найти решение реальных задач, стоящих передАСИ при работе с проектами и инициативами агентства, развитии сообщества, вовлечении лидеров и взаимодействии с участниками экосистемы агентства.  

    Итоги отбора подведут до конца 2019 года, все претенденты независимо от результата найдут свое место в сообществе АСИ и смогут принимать участие в широком спектре его активностей.

    «Перед агентством стоит задача развития региональной, партнерской и экспертной сети, это наш приоритет. Мы впервые объявляем столь масштабный отбор – по 85 регионам и по четырем направлениям. Общественным представителям АСИ будут делегированы полномочия не только представления агентства в регионах по ключевым направлениям работы, но и по формированию партнерств, взаимодействию с сообществами, координации экспертной деятельности и реализации инициатив по задачам агентства», - заявила глава АСИ Светлана Чупшева в день начала отбора.
    На федеральном уровне у АСИ более 2 тыс. партнерских организаций. «Необходимо развивать партнерство и на региональном уровне. К новым форматам добавляется работа с вузами-партнерами в рамках проектной и наставнической деятельности, а также экспертная работа в рамках создаваемых региональных экспертных групп. Центрами взаимодействия - домашними площадками всех активностей становятся «Точки кипения», сеть которых сейчас активно открывается в регионах. Всем участникам, подавшим заявки, будет предложено дальнейшее сотрудничество в рамках сообщества агентства с занятием возможной роли в экосистеме АСИ и использованием ее сервисов», - добавила Светлана Чупшева.

СПРАВКА
    В рамках проведения наблюдательного совета АСИ 18 сентября была презентована экосистема Агентства, которая объединяет более 2,3 тыс. партнерских организаций, среди которых - институты развития и фонды, частные компании, госкорпорации, общественные объединения, федеральные и региональные органы власти. Партнерские организации оказывают административную, консультационно-методологическую и информационную поддержку лидерам проектов, предоставляют доступ к своим сервисам, участвуют в экспертизе общественных отношений и оказывают содействие в снятии административных барьеров.

Подробнее ...

Рособрнадзор поставил перед регионами задачи на 2019/2020 учебный год

Итоги экзаменационной кампании ЕГЭ-2019 и задачи в сфере оценки качества образования на 2019/2020 учебный год обсудили в ходе всероссийского совещания в Москве, которое Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки традиционно проводит в октябре.

Открывая совещание, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что существенных изменений как в процедуре проведения, так и в содержании ЕГЭ в этом учебном году не планируется. «Мы будем совершенствовать технологию, апробировать и вводить через год компьютерную информатику», - рассказал он. В ходе подготовки к проведению ЕГЭ и ОГЭ в 2020 году особое внимание глава Рособрнадзора попросил уделить работе с организаторами экзаменов и родителями. Он добавил, что проведение ОГЭ вызывает определенную тревогу в части его объективности.

Сергей Кравцов рассказал, что в течение 2019-2024 годов всем регионам предстоит пройти оценку своих систем образования по стандартам международного исследования PISA. Проведение такой оценки позволит получить данные о состоянии систем образования всех регионов и России в целом, отслеживать динамику изменений на пути к решению задачи вхождения России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 году, поставленной в национальном проекте «Образование». Каждый регион по итогам оценки получит аналитический доклад и рекомендации, над чем необходимо работать, чтобы улучшить свои результаты. Сергей Кравцов попросил региональных министров образования максимально ответственно подойти к организации исследования «PISA для школ» в своих регионах и обеспечить полную объективность этой процедуры.

Еще одним актуальным вопросом является реализация механизма «регуляторной гильотины» в сфере образования, которую предстоит осуществить в течение ближайшего года, так как с 1 января 2021 года действующие нормативные правовые акты в сфере контрольно-надзорной деятельности утратят силу. «Основным подходом, над реализацией которого мы сейчас работаем, должен стать переход от формальных процедур контроля, когда фактически проверяются данные на бумаге, к реальной оценке знаний, к функциям развития, поддержки, предупреждения и профилактики нарушений. В рамках риск-ориентированного подхода будут проверяться школы с низкими результатами, чтобы оказать им максимальную помощь, и школы, которые будут показывать необъективные результаты», - рассказал руководитель Рособрнадзора. Он добавил, что подходы к регламентации контрольно-надзорной деятельности планируется дифференцировать по уровням образования.

В ходе совещания министры образования всех субъектов РФ получили оценку своей работы в динамике с предыдущим годом в части организации проведения ЕГЭ, ГИА-9, всероссийских проверочных работ (ВПР), эффективности управленческих механизмов и информационной открытости. Заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев обратил внимание региональных министров на необходимость обеспечить системный контроль за работой в рамках каждого из этих направлений и устранить выявленные недостатки и проблемы.

Он также рассказал, какие новации предстоят в 2020 году в проведении ВПР: добавятся проверочные работы для 8 классов, которые пройдут в режиме апробации, а для проведения ВПР в 4-7 и 11 классах школам предложат гибкий график, при этом сами работы будут генерироваться автоматически на основе банка заданий ВПР. Участники совещания также ознакомились с информацией о работе по выявлению нарушений при проведении ЕГЭ, работе «горячих линий», ситуационных центров, предметных комиссий, итогах ВПР 2019 года, апробационных процедурах, которые будут проводиться Рособрнадзором при подготовке к экзаменационной кампании 2020 года.

 
Подробнее ...

Подведены итоги регионального этапа всероссийского конкурса сочинений

В Чукотском автономном округе всероссийский конкурс сочинений проходил в три этапа. Школьный этап прошел с 15 апреля по 10 сентября 2019 года. В нем приняли участие 140 школьников с 4 по 11 класс, а также 107 студентов профессиональных образовательных организаций.

Муниципальный этап проходил с 11 по 22 сентября. На муниципальный этап жюри отобрало 64 работы. 55 работ школьников и 9 работ студентов.

На региональный этап поступило 23 конкурсных работ, отобранные жюри муниципального этапа: 6 сочинений обучающихся 4-5 классов, 5 сочинений обучающихся 6-7 классов, 7 сочинений обучающихся 8-9 классов, 4 сочинения обучающихся 10-11 классов и 1 сочинение - студента СПО.

По муниципальным образованиям: го Анадырь – 7 работ, Анадырский МР – 4 работы, Билибинский МР – 3 работы, го Эгвекинот – 3 работы, Провиденский го – 1работа, гоПевек – 3 работы, Чукотский МР – 2 работы.

По образовательным организациям: МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря» - 4 работы, МБОУ Центр образования г.Певек – 3 работы, по две работы предоставили: Чукотский окружной профильный лицей, МБОУ «ЦО с. Амгуэмы», МБОУ «СОШ села Лорино», по одной работе: ГАПОУ ЧАО «ЧМК», МАОУ «СОШ г. Билибино ЧАО», МБОУ «ООШ с. Островное», МБОУ «Школа-интернат с.Кепервеем», МБОУ «СОШ п. Эгвекинот», МБОУ «Центр образования п. Угольные Копи», МБОУ «Центр образования с. Ваеги», МБОУ «Центр образования с. Усть-Белая», МБОУ «Центр образования с. Хатырка», МБОУ «Ш-ИСОО п. Провидения».

Жюри регионального этапа проверило все работы и определило 4 победителя и 8 призеров. Победителями признаны:

- в возрастной группе 4-5 классов: Сырец Анна, МБОУ «СОШ п. Эгвекинот», тематическое направление: «Книга – это товарищ, это верный друг (В. Соллогуб): юбилеи литературных произведений», тема сочинения «Чудесный доктор», жанр сочинения «письмо»;

- в возрастной группе 6-7 классов:Гезер Лана, МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря», тематическое направление: «Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты (Даниил Гранин)», тема сочинения «Мы не такие, как вы…», жанр сочинения «рассказ»;

- в возрастной группе 8-9 классов:Выквыросгина Ирина, МБОУ «ЦО с. Амгуэмы», тематическое направление: «Бессмертие народа – в его языке (Ч. Айтматов): 2019 – Международный год языков коренных народов», тема сочинения «Продолжение следует», жанр сочинения «дневник»;

- в возрастной группе 10-11 классов:Кузьмина Александра, МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря», тематическое направление: «Книга – это товарищ, это верный друг (В. Соллогуб): юбилеи литературных произведений», тема сочинения «Книга о нас», жанр сочинения «письмо».

В группе организаций профессионального образования призовых мест не присуждали ввиду одной поступившей работы.

Работы победителей переданы на федеральный этап конкурса, который пройдет с 14 октября по 1 ноября. Жюри федерального этапа отберет 100 лучших сочинений, авторы которых будут признаны победителями всероссийского конкурса.

Во вложении Приказ об итогах регионального этапа ВКС.

Подробнее ...

14 регионов России в октябре-ноябре 2019 года примут участие в исследовании качества образования по стандартам PISA

Около 1400 школ из 14 регионов России в октябре-ноябре  2019 года примут участие в исследовании качества образования по стандартамPISA,  до 2024 года в исследовании поучаствуют школы всех российских регионов. Об этом в рамках круглого стола «Оценка качества образования на основе международного опыта в рамках федерального проекта «Современная школа» рассказал заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев.

PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (ProgrammeforInternationalStudentAssessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения. Разработка ОЭСР «PISA для школ» (PISA-for-Schools) позволяет использовать инструментарий PISA вне цикла основного международного исследования, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой PISA предыдущего цикла.

Одной из основных целей национального проекта «Образование» является вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 году. Определяться положение России по качеству образования относительно других стран будет на основе результатов международных исследований PISA, PIRLS и TIMSS. Чтобы получать данные о состоянии системы образования России и видеть динамику, ежегодно планируется проводить оценку качества образования в российских школах по стандартам исследования PISA.

В 2019 году такую оценку пройдут школы Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия, Кабардино-Балкарской Республики, Ставропольского края, Краснодарского края, Ямало-Ненецкого автономного округа, Саратовской, Ульяновской, Вологодской, Иркутской, Томской, Ивановской, Липецкой и Брянской областей. Исследование будет проводиться в компьютерной форме.

«В рамках исследования будут собраны огромные объемы информации. Это не только результаты выполнения заданий детьми. Будет собираться информация о школах, об инфраструктуре, управленческих идеях и практиках, которые используются. Сопоставление собранных данных поможет понять, за счет чего школы сумели получить более высокий результат, чем образовательные организации, имеющие схожие условия. Такой положительный опыт может быть транслирован для всех», - рассказал директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко.

Замдиректора ФИОКО Илья Денисенко пояснил, что проведение исследований по стандартам PISAпозволит регионам и школам оценить себя по международной шкале. Выборка школ в каждом из регионов будет репрезентативной, ее проведут эксперты ОЭСР. Для сбора контекстных данных будут проведены социологические опросы, чтобы выявить вовлеченность граждан в образование и удовлетворенность от образования всех целевых групп – обучающихся, родителей, учителей. «На базе этих данных можно будет разрабатывать рекомендации, которые позволят повысить качество образования в нашей стране», - отметил Илья Денисенко.

«Аналитика, которую мы получим в результате исследования, позволит нам более точно и выверено подойти к вопросам качества образования. Эти исследования позволят подстроить систему образования каждого региона под те задачи, которые сегодня есть на мировом уровне, соотнести региональные результаты с результатами всей страны и других стран. Это позволит нам понять, как планомерно и поэтапно подстраивать нашу систему образования под новые требования, как повышать качество образования», - прокомментировал проведение исследований председатель Комитета общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области Сергей Тарасов.

«В рамках исследования не стоит задача ранжировать субъекты, школы, детей или учителей. Задача – получить срез данных и эту аналитику грамотно использовать для развития образования и, в конечном итоге, для развития каждого ребенка», - отметил руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов.

Итоги исследования в пилотных 14 регионах будут подведены в конце 2019 – начале 2020 года.

 

Подробнее ...

Федеральный институт оценки качества образования

pl rcm g

pl ege g

pl min g

pl rob g

pl fip g

pl kmp g

pl fct g

pl ros g

Право для школьников

pl fct g